ББ 2020 жылғы «_____»________
№______бұйрығына
1 – қосымша
Положение областного дистанционного слета
юных натуралистов и экологов «Экосоқпақ»
1.Общие положения
Целью областного дистанционного слета юных натуралистов и экологов является:
- привитие интереса учащихся к научно – исследовательской работе;
- развитие практических навыков исследования окружающей среды;
-проведение практических исследовательских работ юных исследователей природы;
2.Сроки проведения слета
2.1. Областной дистанционный слет юных натуралистов и экологов"Экосоқпақ" проводится с 15 – 25 июня 2020г.
2.2. Работы участников слета принимаются до 23 июня 2020г. на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. тел/факс. 50-47-97.
3.Участники слета
3.1. В областном дистанционном слете участвуют учащиеся только ЗКО 8-10 классов, юные экологи, натуралисты, исследователи природы.
4.Содержание работ и их оформление
Содержание работ и техника их выполнения
4.1. Слет должен проводиться в полевых условиях. Участники слета должны ознакомиться и охарактеризовать растения, птиц и насекомых на территории, где проводились исследования. Каждый из членов команды должен иметь инструментарий для практической работы.
4.2. Слет проводится по следующим направлениям; флористика, орнитология, энтомология.
Флористика – теоретическая часть. Руководители должны провести с учащимися общий обзор видового состава растений, структуры исследуемого участка. Дать информацию о растениях занесенных в Красную книгу (если есть), а также информацию о лекарственных растениях данного участка. Определить систематику, морфологию растений. Ознакомить с правилами сбора растений, определителями растений, а также правилами использования гербарной папки.
Практическая часть: работа на маршруте – изучение морфологических особенностей и видового состава растений по участкам - луговая и лесная растительность. Сбор и самостоятельное определение семейства и вида растений исследуемого участка.
Требования к зачету: определение знаний по систематике и морфологии растений – общее представление об основных семействах растений; умение отличать представителей семейств; знание видового состава растений, а также растений Красной книги и лекарственные растения исследуемого территории. Определение морфологии, систематики. Составить гербарий из 10 растений(на этикетке указать: вид, систематику, место сбора, биотоп, значение). Теоретический и практический зачет снимается на видео (3 минуты), исследовательская работа оформляется в виде презентации (10 страниц).
Критерии оценивания: правильное составление и оформление гербарий, правильное описание растений.
Орнитология – теоритическая часть. Руководители обязаны ознакомить с правила поведения в природе, наблюдения за птицами и оформление записей, методами учета численности птиц. Определение птиц по голосу и внешнему виду.
Практическая часть: Изучение птиц в природе. Распознавание птиц по характерным признакам (общему облику, окраске, звукам пения, повадкам и особым движениям, местам обитания). Простейшие наблюдения над различными следами жизнедеятельности птиц. Работа с определителями птиц.
Требования к зачету: участник должен в ходе зачетных экскурсий на водоем, лесной и степной биотоп определить и распознать птиц по характерным признакам.
Описание 10 видов птиц, обитающих на исследуемой территории. Оформить презентацию (10 стр.). Проведение орнитологического наблюдения за птицами в определенной местности (не менее 10 видов птиц, знать видовое название птиц, место обитания, гнездование, питание).
Энтомология – теоритическая часть. Руководители обязаны ознакомить с систематикой, зоологической номенклатурой, морфологией насекомых, определенного участка. Развитие насекомых: полное и неполное превращение. Ознакомить с отрядами,значениями насекомых исследуемого участка.
Практическая часть: Определить класс, отряд, семейство, род, вид насекомых и определение насекомых исследуемой территории. Обработка собранного материала. Составление энтомологической коллекции. Этикетирование.
Требования к зачету: участник должен предоставить коллекцию насекомых (в отдельной небольшой коробочке) или ватный матрасик с насекомыми; два рисунка крыльев представителей двух разных отрядов (все жилки на рисунках должны быть обозначены). Должен иметь общее представление об основных отрядах насекомых; уметь отличать представителей основных отрядов и некоторых основных подотрядов и семейств с первого взгляда; уметь определять насекомых до семейства по определительным таблицам. Выполненные работы принимаются в виде видео (3 мин) и описание 10 насекомых.
Примечание: насекомые занесенные в Красную книгу, в том числе находящиеся под угрозой исчезновения не подлежат отлову.
- Награждение
По каждой номинации слета победители, будут награждены грамотами и призами областного управления образования.
- Ожидаемый результат
- формирование экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе учащихся;
– повышение интереса учащихся к научно-исследовательской работе;
- развитие практических знаний в изучении окружающей среды.